?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чистка девяностых.

Оригинал взят у langobard в Чистка девяностых.
Наблюдая за разнокачественными попытками "обеления девяностых" (Михаил Козырев регулярно провозглашает на "Дожде" в рекламке своей спецпрограммы, которая как раз для "обеления 1990-х: "время свершений, время, когда можно было реализовать любые мечты"), думаю вот какую мысль.
Полноценное "обеление девяностых" возможно только когда вымрут или количественно ослабнут люди, чей жизненный опыт сопротивляется этому обелению. Одна пропагандистская картинка может сменить другую - это нормально, так оно всегда и бывает. Но "цитадели личного опыта" практически неуязвимы для пропаганды, разве только она использует всю мощь гос.машины, как это было в СССР, но сейчас это невозможно технически, да и не нужно. Даже в случае гипотетического взятия под контроль условными либералами пропагандистской машины гос.ТВ, я уверен, что заводить эту машину на "пропаганду 1990-х" они не будут, ибо зачем?
Так вот. Успех "обеления 1990-х" возможен, когда не будет тех, у кого реальный опыт той жизни. Но прикол в том, что тогда же и по тем же причинам не будет и тех, кто невротически заинтересован в этом самом "обелении 1990-х". Субъект активности исчезнет. Поэтому "обеление" это - безнадежное дело.
Впрочем, всякое бывает. Когда Окуджава запевал про "комиссаров в пыльных шлемах", как раз наросло поколение, внутренне заинтересованное в оправдании Гражданской, дабы противопоставить светлую истину новорожденной советской цивилизации разоблаченным ужасам сталинизма. Может после Путина такой запрос и на "лучезарные девяностые" появится. У какой-нибудь постпутинской молодежи.
Ну и что, что есть фильм "Брат", который может запортить любую лучезарность? При Окуджаве тоже был роман "Тихий Дон", но никто же не сказал Шавловичу: "Что за хрень ты несешь? Совесть имей. Шолохова не читал что ли?"

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
peters2012
Nov. 3rd, 2015 02:01 pm (UTC)
ув.лангобард напрасно наряжает Окуджаву в красные революционные шаровары. В цитируемом тексте нет ни слова о том, на чьей стороне воевал бы автор. Комиссары могли склониться над убитым врагом. Уж лучше пнул бы Вас.Аксенова с его "Любовь к электричеству" вот где разнузданная апологетика террористов в нынешнем понимании термина.
А по сути поста - соглашусь. Прошлое выживает в мифах. "Шестидесятники" жили мифом об истинных ленинцах. Может, грядущим "тридцатникам" пригодится миф о мудром Гайдаре и отважном Чубайсе.
monetam
Nov. 5th, 2015 09:53 am (UTC)
Вы совершенно правы.
И, к сожалению, приходится констатировать, что даже очень ценный опыт поколений не вечен, и он действует только пока поколение живо.
Меня, к примеру, всегда очень удивляли пафосные сентенции всяких пропагандистов и комментаторов, которые говорили о том, что вот де, опыт Второй Мировой должен быть таков, что бы о нем помнили в течение " столетий". Об этом опыте благополучно забыли уже к началу семидесятых.
Про опыт Гражданской войны - так и того хуже: в случае сильной идеологической обработки поколение советских граждан забыло о нем уже к концу Великой Отечественной, оно стало таким же " дальним прошлым", как и Отечественная война 1812 года, или там крепостное право. Ну а среди эмиграции первой волны опыт детям ничуть не передался: те выросли стандартными европейцами, им опыт стариков оказался совсем не нужен.
( 2 comments — Leave a comment )